Общая характеристика заболевания
Вероятно, любые родители замечали, что у младенца в первые месяцы жизни движения глаз словно бы плохо скоординированы: например, глаза иногда поворачиваются в разных направлениях, независимо друг от друга.
Это обусловлено тем, что как сами мышцы (любые, не только глазные), так и мозговой контроль их активности, развиты еще недостаточно: центральной нервной системе только предстоит научиться жить в сложном трехмерном мире, поглощая огромное количество поступающих извне сигналов и адекватно на них реагируя.
Независимые и асимметричные движения глазных яблок считаются нормальными на этапе бурного формирования тканей, органов и систем организма в период от рождения до шести месяцев. Но не позже.
В первые недели после рождения зрительные и двигательные функции каждого глаза развиваются автономно; как следствие, во взрослом мире нет ни одной пары глаз, которые видели бы абсолютно одинаково.
В возрасте 2-3 недель у младенца формируется способность к фиксации взора на объектах и к сопровождению движущихся предметов взглядом. Глаза могут поворачиваться вслед за объектом вполне синхронно, но на самом деле эти повороты пока независимы друг от друга.
Примерно к пятой неделе зрительно-аналитический центр мозга должен пытаться слить, объединить «трансляции» от каждого глаза в единое изображение. На этапе формирования зрелого бинокулярного зрения еще могут изредка появляться рассогласованные движения или положения глаз.
С трех месяцев ребенок, – при нормальном развитии зрительной системы, – уже уверенно фокусирует взор на объекте, может видеть и следить за ним обоими глазами одновременно.
Небольшое, малозаметное косоглазие на этом этапе может сохраняться и считается преходящим.
К пятому месяцу должно быть сформировано сложное взаимодействие между двумя глазами и мозгом, которое позволяет воспринимать мир как объемный, оценивать глубину пространства, разницу в расстояниях, перспективу и пр.
Но «взрослое» бинокулярное зрение окончательно развивается лишь к 10-12 годам. Поэтому реальное косоглазие, требующее внимания и помощи офтальмолога, должно быть выявлено, – и по возможности скорректировано, – как можно раньше.
Когда необходима гимнастика для глаз?
Родителям сложно понять, есть ли у ребенка проблемы со зрением и нужно ли принимать меры. Детский офтальмолог при стандартных осмотрах ребенка на протяжении первого года жизни может выявить какие-либо патологические нарушения зрения, но чаще зрение ухудшается в старшем дошкольном возрасте.
Чтобы не пропустить тот момент, когда зрение ребенка только начинает падать, необходимо принимать во внимание следующие моменты:
- ребенок начинает щуриться, когда что-то рассматривает;
- ребенок часто трет глаза;
- у него снижается успеваемость при занятиях в детском саду и дома;
- он становится невнимательным;
- у него появляется неуверенность в себе, которая может проявиться в том, что ребенок будет отказываться делать какую-то поделку, либо участвовать в игре не потому, что ему лень, а потому что он считает заранее, что не сможет справиться с заданием и не достигнет хорошего результата.
Если относиться к приведенным выше симптомам серьезно, то, вовремя обратившись к врачу и начав заниматься с ребенком гимнастикой для улучшения зрения, можно в короткие сроки справиться с проблемой.
Причины заболеваний органов зрения
Зрение у детей может снижаться из-за воздействия разных факторов. Основные из них рассмотрены ниже.
Сделайте упражнение сами, а потом покажите технику выполнения ребенку.
Сложите ладони крест-накрест так, чтобы перекрещивались только пальцы. Получившийся «домик» из ладоней «наденьте» на переносицу. Таким образом, глаза должны оказаться под выемками в ладонях, а скрещенные пальцы – на лбу. Руки должны плотно прилегать к лицу, не пропуская света.
Теперь, когда глаза находятся в абсолютной темноте, начинайте «рисовать» глазными яблоками цифры и буквы. Для разнообразия можно сделать базовые движения: частое моргание, движения влево-вправо, вверх-вниз.
Время этой разминки составляет от одной до двух минут.
Упражнение 2. Воображаемая картина
Упражнение для улучшения «аккомодации» – способности четко видеть предметы, находящихся на разном расстоянии от глаза.
Это упражнение рекомендовано для детей школьного возраста, а также для взрослых. Оно не только улучшает зрение, тренирует все мышцы глаза, но и способствует развитию фантазии и воображения, что особенно актуально, когда речь идет об учениках начальной школы.
Вместе с ребенком на листе ватмана нарисуйте картину: песчаный берег, море, вдалеке виднеются скалы, на волнах покачивается кораблик
Уделите внимание и мелким деталям: птицы в небе, камушки на берегу, барашки волн
Когда заготовка будет готова, прикрепите ее на стену и предложите ребенку всматриваться в нарисованную картину, разглядывать прорисованные мелочи, а также додумывать что-то свое. Позже, когда ребенок научится представлять морской берег без вспомогательных материалов, картину можно убрать.
Время выполнения упражнения не должно превышать пяти-семи минут. Если ребенок заскучает раньше, занятие следует прекратить.
Упражнение 3. Рисуем носом
Упражнение на снятие напряжения с глаз и шеи.
Глаза – не единственное уязвимое место школьников. Долгое сидение за партой способствует ухудшению кровотока в области шеи, из-за чего возникают напряжение и даже боль, что в том числе влияет и на зрение. Предотвратить эти неприятные последствия поможет простое упражнение.
Предложите ребенку носом нарисовать в воздухе какой-либо предмет или букву. Попробуйте угадать, что было нарисовано. Детям очень нравятся такие задания, поэтому гимнастика получится не только полезной, но и приятной.
Зрительная гимнастика проста, но полезна. Дети, которых приучили заниматься ей с раннего возраста, не знают проблем со зрением позже, когда нагрузка на глаза значительно возрастает. Особое достоинство упражнений в том, что они не требуют много времени: всего девять минут в день – три раза по три минуты, – и ребенок будет застрахован от перспективы надеть очки в молодом возрасте.